IRU: Кризис нехватки водителей грузовиков усугубляется
Рассчитайте доставку груза
Параметры груза
Контактные данные
10 апреля 2025
Ко всем новостям

IRU: Кризис нехватки водителей грузовиков усугубляется

Вышел новый глобальный отчёт Международного союза автомобильного транспорта (IRU) о нехватке водителей грузовиков в мире. Несмотря на то, что количество незакрытых вакансий в 2024 году осталось на уровне 2023 года благодаря снижению спроса на перевозки, данные указывают на углубляющийся возрастной разрыв между занятостью молодых и пожилых водителей. При этом уровень заработной платы и удовлетворённость работой остаются высокими.


Согласно глобальному отчёту IRU о нехватке водителей грузовиков за 2024 год, в 36 изученных странах, на долю которых приходится 70% мирового ВВП, остаются незаполненными 3,6 млн вакансий. Этот показатель сопоставим с уровнем 2023 года, что в основном связано со снижением спроса на транспортные услуги в указанный период.


В то же время отчёт подтверждает, что нехватка водителей грузовиков является долгосрочной структурной проблемой, сохраняющейся во всех регионах. Из 5100 транспортных компаний, опрошенных в 2024 году, до 70% в некоторых странах сталкиваются с серьёзными или крайне серьёзными трудностями при найме водителей.


Углубляющийся возрастной разрыв

Основные демографические структурные тенденции вызывают всё большее беспокойство, особенно — углубляющийся разрыв между молодыми и пожилыми водителями.


Водители моложе 25 лет составляют лишь 6,5% от общего числа работающих в профессии.1 В некоторых странах показатели критически низкие: в Италии — 2,2%, в Германии — 2,6%. В Польше и Испании ситуация ненамного лучше — по 3% в каждой.


К сожалению, тенденция имеет отрицательную динамику. С 2023 по 2024 год доля молодых водителей грузовиков по сравнению со всеми водителями снизилась на 5,8%. Это происходит несмотря на противоположную тенденцию на рынке труда в целом в изучаемых странах, где доля молодых работников увеличилась на 1,4%.


Демографическая бомба замедленного действия

Резкий контраст наблюдается в возрастной категории старше 55 лет: водители этого возраста составляют 31,6% от общего числа. В некоторых странах этот показатель особенно высок: в Испании — 50%, в Австралии — 47%, в Италии — 45%.


Тенденция также вызывает серьёзную обеспокоенность. В соответствии с общими показателями занятости этой возрастной группы, доля водителей грузовиков старше 55 лет выросла на 1,6% за последний год. Средний возраст водителя грузовика в мире теперь составляет 44,5 года.


В ближайшие пять лет, согласно отчёту, в изучаемых странах на пенсию выйдут 3,4 млн водителей. В Австралии 21% нынешних водителей завершат карьеру к 2029 году. В Китае — 18%, в Европе — 17%.

Для Австралии и ряда европейских стран, включая Германию, Италию, Словакию и Испанию, структурный разрыв между молодыми и пожилыми водителями особенно остро выражен.


Заработная плата и удовлетворённость работой

Зарплата часто указывается как одна из главных причин нехватки водителей, однако данные IRU опровергают это мнение. В среднем заработная плата водителей грузовиков превышает базовый уровень стоимости жизни на 30–135% во всех регионах мира. При этом уровень оплаты труда не коррелирует с уровнем нехватки водителей.


По словам ген. секретаря IRU Умберто де Претто, кризис нехватки водителей грузовиков продолжает углубляться, однако не существует универсального способа его решения. Подготовленный отчёт указывает на ключевые меры, которые помогут начать сокращение возрастного разрыва и обеспечат более уважительное и достойное отношение к водителям, считает он.


“Уже работающие в профессии молодые водители весьма удовлетворены: проблема заключается не в удержании, а в обеспечении доступа к профессии и повышении её привлекательности — особенно для молодёжи. Поэтому правительствам необходимо лучше интегрировать карьерные траектории профессиональных водителей в системы образования, а также устранить нереалистичные возрастные ограничения для прохождения обучения и получения квалификации. Также необходимо больше инвестировать в безопасные и хорошо оборудованные парковки и зоны отдыха», – заключил де Претто.


фото: Shutterstock

Другие новости

Яндекс.Метрика