Сокращение объёмов погрузки на сети российских железных дорог сохраняется как устойчивая тенденция, начавшаяся осенью прошлого года. Об этом заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме.
«У нас с сентября 2024 года появился тренд по сокращению объёмов погрузки. Сейчас он продолжается», – отметил Макаров, комментируя текущую ситуацию в грузовом секторе железнодорожной отрасли.
По его словам, одной из причин, сдерживающих рост транспортных объёмов, стало снижение масштабов инвестиционной программы компании “РЖД”, что влияет не только на модернизацию инфраструктуры, но и на возможность увеличения провозных мощностей. «Не строя инфраструктуру, мы начинаем подтормаживать процессы перевозки грузов», – отметил представитель холдинга.
Ситуация отражает системную проблему: в условиях бюджетных ограничений и внешнеэкономической нестабильности темпы развития железнодорожной сети замедляются, что оказывает прямое влияние на способность оператора эффективно обрабатывать растущие логистические потоки, в том числе экспортно-ориентированные грузы, перевозку угля, нефтепродуктов, зерна и металлопродукции.
Сокращение объёмов погрузки наблюдается на фоне сохранения высокого спроса на логистику в ряде направлений, что делает проблему дефицита инфраструктурных мощностей особенно острой. На ряде участков сети, особенно в восточном направлении, сохраняется перегрузка и дефицит пропускной способности, о чём неоднократно заявляли представители отрасли и крупнейшие грузоотправители.
Как ранее сообщалось, в мае объёмы погрузки на сети РЖД упали к маю 2024 года на 9,4% – до 94,6 млн тонн. По итогам пяти месяцев года (январь – май) по сети железных дорог было отправлено 465,2 млн тонн грузов – что на 7,3% ниже уровня АППГ.
Снижение в основном связано с падением внутрироссийских перевозок стройматериалов, объёмы которых сократились на 19,4% из-за уменьшения поставок от крупных щебеночных предприятий в адрес строительного комплекса. Также на общий результат повлияли плановые ремонты на ряде нефтеперерабатывающих заводов, что привело к снижению отгрузки нефтяных грузов на 8,9%. Внутренний спрос на продукцию металлургической отрасли также снизился – погрузка чёрных металлов упала на 29,1%, а металлолома – на 40%.
По мнению экспертов, для стабилизации ситуации необходимо возобновление и расширение инвестиционных программ, включая модернизацию участков с ограниченной пропускной способностью и закупку тягового подвижного состава.
На этом фоне участники форума активно обсуждают роль государственно-частного партнёрства в инфраструктурных проектах и необходимость поиска новых финансовых инструментов, способных компенсировать замедление государственных инвестиций.
фото: ShutterStock