В первом квартале 2025 года ставки на внутрироссийские грузовые автомобильные перевозки упали на 12,1% относительно первых трёх месяцев прошлого года. Об этом свидетельствуют данные биржи грузоперевозок ATI.su.
Опрошенные «Коммерсантом» участники рынка связывают ситуацию с перенасыщением рынка транспортом, вызванным ожиданиями роста, “которые не оправдались”. Многие перевозчики приобрели технику в лизинг на невыгодных условиях и теперь вынуждены работать в убыток, чтобы избежать простоя, констатируют эксперты.
Зам. директора ПЭК Вадим Филатов отметил «историческое значение дисбаланса грузов и доступного транспорта». Индикатор ATrucks опускался до минус 77 пунктов в феврале, что оказалось даже ниже уровня пандемии 2020 года. Однако сейчас ситуация демонстрирует признаки восстановления.
По данным ATI.su, спрос на внутренние грузоперевозки снизился на 1% в годовом исчислении и на 14% по сравнению с IV кварталом, что объясняется сезонным спадом после новогоднего ажиотажа. Зам. гендиректора по логистике NC Logistic Артем Васканян оценивает падение внутренних перевозок в 30%.
Директор по управлению данными платформы «Монополия» Александр Отрощенко сообщил о снижении индекса ставок на 9,83% по всем направлениям. Средневзвешенная ставка составила 65,4 руб. за 1 км. В марте наблюдался небольшой рост до 66,5 руб. за 1 км, в апреле ставка стабилизировалась.
Как пояснил основатель ATI.su Святослав Вильде, с учётом инфляции цены на грузоперевозки упали примерно на 25% в реальном выражении. Перевозчики, получив сверхприбыли на пике роста тарифов, приобрели технику в лизинг на невыгодных условиях, что привело к убыткам, а снижение ставок часто не покрывает себестоимость.
По словам экспертов, рост грузоперевозок в предыдущие годы был связан с развитием маркетплейсов и увеличением числа доставок, а не с увеличением объёмов перевозимых грузов.
источник: "Коммерсант"
фото: Shutterstock