В 2025 году российский рынок грузовых автоперевозок столкнулся с целым рядом негативных факторов. Из-за снижения тарифов на перевозки, повышения лизинговых платежей и утильсбора деятельность многих компаний оказалась на грани рентабельности. В Минтрансе РФ сообщили, что знакомы с проблемами отрасли и прорабатывают дополнительные меры поддержки.
Как отмечают в ведомстве, рынок автоперевозок характеризуется сегодня высоким уровнем конкуренции среди его участников, около 60% грузовых транспортных средств принадлежит физлицам. Увеличению конкуренции на внутреннем рынке способствовали также международные санкции, которые вынудили часть перевозчиков уйти с европейских маршрутов и переориентировать бизнес на Россию.
“Для противодействия санкционному давлению и защиты российского рынка транспортных услуг правительством введён механизм, предполагающий перегрузку грузов/перецепку полуприцепов на транспортные средства российских перевозчиков. При этом номенклатура товаров, подлежащих такой перецепке/перегрузке, существенно расширена”, – комментируют в Минтрансе.
Данный механизм позволил не только сохранить спрос на услуги российских автоперевозчиков, но и сдержать рост тарифов на перевозку внешнеторговой продукции, считают там.
Вместе с тем за три месяца 2025 года тарифы на перевозки снизились на 11%, что свидетельствует об отсутствии дефицита провозных способностей.
В Минтрансе заверяют, что регулярно мониторят состояние отрасли во взаимодействии с профильными ассоциациями, также ведётся отдельный мониторинг системообразующих организаций автотранспорта.
По данным Росстата, за 2024 год суммарный объём перевезенных автотранспортом грузов составил более 7 млрд тонн – что на 8,3 % больше, чем в 2023 году. Таким образом, в товарном выражении рынок вырос. В то же время согласно статданным тарифы на перевозку грузов за 12 месяцев (январь 2025 к январю 2024 года) выросли на 7,1%.
“В настоящее время наблюдается запрос со стороны бизнеса в отношении регулирования допуска перевозчиков на рынок в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны части участников рынка, необходимости создания равных условий хозяйствования, сокращения «серых» перевозчиков”. Проект соответствующего федерального закона уже принят Госдумой в первом чтении, ведётся его подготовка ко второму чтению”, – комментируют в Минтрансе.
Введение такого механизма позволит стабилизировать тарифы, создать возможности для честной конкуренции, обеспечить прозрачность перевозок, исключить цепочку посредников при перевозке грузов.
Ведомство напоминает, что в качестве действующей меры поддержки перевозчики вправе воспользоваться механизмом отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных налоговых платежей, предусмотренным ст. 64 Налогового кодекса. Уже имеют место случаи подачи таких заявлений.
Также перевозчикам доступна возможность приобретения отечественной грузовой техники в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности». Она позволяет возместить потери в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Для этих целей в федеральном бюджете предусмотрено 27 млрд руб. ежегодно в период с 2025 по 2027 годы.
Помимо этого, Минтрансом совместно с Минпромторгом запущен механизм уплаты пониженной ставки утильсбора при ввозе тягачей экоклассов 5 и 6 (в случае использования тягача в международных перевозках). В 2025 году квота ввоза составляет 2000 ед. техники.
В адрес профильных федеральных органов власти Мнитрансом направлены предложения о проработке дополнительных мер, направленных на поддержку автомобильных перевозчиков, отмечают в ведомстве.
фото: Росавтодор