Президент России Владимир Путин 7 июня подписал закон «О внесении изменений в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Ранее, 27 мая, документ был одобрен Госдумой и одобрен 4 июня Советом Федерации.
Новая редакция закона призвана кардинально реформировать систему грузовых перевозок и транспортно-экспедиционной деятельности, а также “обелить” её в налоговом отношении.
Согласно документу теперь будет создан и вестись единый государственный реестр юрлиц, имеющих право работать в транспортно-экспедиционной отрасли. Порядок его формирования, актуализации и ведения будет разработан и утверждён правительством РФ.
Реестр будет создан в электронной форме на платформе «ГосЛог» (она же Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа / НЦТЛП). Участники рынка смогут официально заниматься своей деятельностью только после внесения их данных в реестр, а право на осуществление экспедиционных услуг теряется в тот момент, когда сведения о них удаляются из списка.
Реестр транспортно-экспедиционных компаний начнёт функционировать на «ГосЛог» с 1 марта 2026 года. Все юридические лица и ИП, работающие в сфере грузовых автоперевозок, будут обязаны пройти регистрацию. У компаний и предпринимателей будет 60 дней для подачи заявки. Невыполнение этого требования автоматически лишит их права оказывать услуги.
Закон устанавливает строгий перечень сведений, которые должны быть включены в реестр. Для юрлиц указываются номер и дата регистрации записи в реестре, полное и сокращенное (при наличии) наименование на русском языке, регистрационный госномер, адрес компании, место нахождения, ИНН, контактный телефон и адрес электронной почты.
В случае с ИП необходимо указывать ФИО, фактический адрес регистрации по месту пребывания или жительства, регистрационный госномер ИП, ИНН, телефонный номер для связи и адрес электронной почты. В дополнение к этому будет опубликован и перечень услуг, оказываемых участниками рынка во время транспортно-экспедиционной деятельности.
Также закон вводит серию новых требований, направленных на обеспечение безопасности перевозок. Документ обязывает перевозчиков и экспедиторов строго соблюдать требования российского законодательства при работе с предметами и веществами, которые изъяты из гражданского оборота или имеют ограниченный статус оборотоспособности. Если перевозчик по каким-либо причинам не может гарантировать выполнение необходимых требований к перевозке таких грузов, оказание услуг в этом случае законодательно запрещено.
Согласно новым правилам экспедитор обязан передавать груз по требованию уполномоченных госорганов для проверки или изъятия, если у представителей власти имеются основания предполагать, что в партии содержатся запрещённые предметы или вещества либо не соблюдены предусмотренные законом нормы их перевозки. Этот пункт направлен на дальнейшее усиление безопасности при транспортировке и соответствует задачам по предотвращению незаконных перевозок.
Закон содержит дополнительные требования к компаниям и ИП, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность. Так, устанавливается необходимость отсутствия непогашенной или неснятой судимости по преступлениям в сфере экономической деятельности. Также этот вид деятельности будет недоступен лицам, которые на протяжении года дважды или более привлекались к административной ответственности.
Особое внимание в документе уделено вопросам цифровизации: экспедиторские документы подлежат обязательному оформлению в электронном виде, однако в некоторых особых случаях допускается и оформление на бумажных носителях. Закон вносит изменения и в правила обращения с электронной грузовой накладной (ЭГН) и электронной транспортной железнодорожной накладной.
Теперь правительство России получило полномочия по утверждению порядка обмена ЭГН, порядка направления электронных накладных и содержащихся в них сведений в госсистему электронных перевозочных документов, а также порядка предъявления этих документов и данных.
В документе указывается, что при оформлении груза, представляемого для перевозки, грузоотправитель обязан передавать перевозчику на каждую партию соответствующую транспортную накладную, оформленную в соответствии с действующими правилами перевозок ж/д транспортом, и иные документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
Особый раздел закона посвящен вопросам перевозки опасных грузов. Установлен запрет на приём к перевозке особо опасных грузов, определяемых по Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), если у перевозчика отсутствует спецразрешение.
фото: Getty Images