Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 8 июля утвердил строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан со стороны своей страны. Ранее договорённости о реализации проекта были достигнуты правительствами трёх государств в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве. Построить магистраль планируется за шесть лет, к 2030 году.
Согласно проектной документации железная дорога будет проходить по маршруту Кашгар (КНР) — Торугарт (Киргизия) — Макмал (Киргизия) — Джалалабад (Киргизия) — Андижан (Узбекистан). По словам главы Узбекистана, новая магистраль станет кратчайшим «плечом» между Китаем и Центральной Азией. Через Трансафганский коридор она позволит стране выйти на рынки стран Южной Азии и Ближнего Востока.
По оценкам экспертов, ежегодный объём грузоперевозок по новой дороге может составить до 15 млн тонн, а сроки доставки товаров до конечных потребителей сократятся на семь дней относительно текущих сроков. Страны – участницы проекта планируют создать вдоль магистрали современную транзитно-логистическую инфраструктуру, склады и терминалы. Непосредственно в Узбекистане за процесс строительства будет отвечать министерство транспорта, на правительство страны возложено общее курирование проекта.
Как передаёт Spot.uz со ссылкой на руководство «Кыргыз темир жолу» (ГП «Кыргызские железные дороги» — национальный ж/д перевозчик Кыргизии), подписание инвестконтракта на строительство ожидается в сентябре, а в октябре должны начаться строительные работы. Реализовать проект планируется за шесть лет.
Общая стоимость проекта оценивается в $4,7 млрд, половину из которых (то есть $2,35 млрд) предоставят правительства стран-участниц. Вторая часть будет покрыта за счёт китайского кредита. Исходя из такой схемы Китай получит в совместном предприятии 51%, Кыргызстан и Узбекистан – по 24,5%.